Олег Скнарь (труды)

Новый взгляд на хронологию Древнего Египта – Иосиф Прекрасный в египетской истории.



Древнеегипетские эпиграфические памятники.

Но все вышеперечисленные теории являются только догадками и долгое время библеисты не могли обнаружить подтверждения событиям, сопровождавшим Исход, в сохранившихся литературных или эпиграфических памятниках Древнего Египта. Египтология просто молчала. Но совсем недавно внимание приковал к себе папирус, который с 1828 года находится в Лейденском музее. Это сочинение принадлежало мудрецу Ипуверу. Папирус неоднократно обсуждался историками и признан ими то ли сборником притч, то ли туманным пророчеством какого-то древнеегипетского пессимиста, то ли отрывочной хроникой каких то действительных происшествий. Но при внимательном прочтении папируса Ипувера обнаруживается некоторая аналогия хронологических событий с книгой Исход.

К такому же выводу пришли ученные после изучения другого памятника папируса Неферреху («Поучения Неферреху»), хранящегося в Эрмитаже, в котором мудрец по имени Неферреху говорит о внезапной тьме, когда «померкло солнце», когда весь Египет «в перевороте». Примечательно то, что Поучения Неферреху дошли до нас в нескольких списках. Из этого следует, что содержание его было хорошо известно в Древнем Египте.

В 60-х гг. прошлого столетия в окрестностях города Эль-Ариш в северной части Синайского полуострова была обнаружена гробница из черного гранита, исписанная иероглифами. Ученным удалось расшифровать уникальное повествование о девятидневной тьме, после которой армия фараона отправилась преследовать врагов, но утонула в морском водовороте.

При прочтении этих эпиграфических памятников создается впечатление, что они повествуют об одном и том же потрясении, пережитом Древним Египтом. Если же эти памятники являются египетской версией библейского рассказа о 10 казнях, то будет логичным искать Исход в том периоде египетской истории к которому относятся эти памятники.

В современной египтологии по поводу датировки вышеуказанных памятников до сего дня нет единого мнения.

Так, например, Алан Гардинер, после филологического анализа текста «Папируса Ипувера», настаивал на том, что именно этот памятник необходимо отнести к наиболее древней эпохе, т.е. к периоду Древнего Царства.

Другой специалист – Курт Сете, отталкиваясь от того, что в папирусе упоминается нашествие племен «аму», предпочел отнести составление папируса ко времени нашествия гиксосов, которые держали в повиновении Египет между Средним и Новым Царством.





НАЗАД



Рейтинг@Mail.ru Украјнський православний інтернет