Олег Скнарь (труды)

Новый взгляд на хронологию Древнего Египта – Иосиф Прекрасный в египетской истории.



Фараон Джосер (III династия) и легендарный визирь Имхотеп.

Начало III династии в Египте, было не только началом первого «золотого века» в истории Египта или «века прогресса», но и временем появления уникальной личности, без которой этот «золотой век» и не представляется возможным – Имхотеп.

Имхотеп, который, согласно Манефону, «изобрел искусство строительства из тесаного камня», действительно жил в начале правления III династии. Его личность впоследствии стала символом эпохи прогресса, развития и высокой творческой энергии. Он был главным архитектором и первым советником фараона Джосера. О могуществе, которым он обладал в период правления Джосера, свидетельствует тот факт, что ему была дарована уникальная честь начертать свое имя и титулы на основании статуи самого фараона! Даже сыновьям фараона не представлялась такая привилегия.

Имхотеп не происходил из царской семьи, тем не менее, именно Имхотеп, мудрец и писатель, считался покровителем писцов в период Нового Царства.

Для нас важно, что в надписи обнаруженной в Южном Египте сообщается, что во времена фараона Джосера в Египте был семилетний голод, и что фараон обратился за советом к своему мудрому визирю Имхотепу. Согласно этому памятнику, Имхотеп сообщил фараону, что разливы Нила контролируются богом Хнум, храм которому был посвящен в Элефантине. Джосер «ублажил» этого бога, отдав ему большую территорию египетской земли.

«Если предположить, что Имхотеп – это библейский Иосиф, то не являются ли события вышеупомянутого памятника отголоском библейской истории о семилетнем голоде, который постиг Египет и после чего Иосиф был назначен визирем фараона? Разумеется, Иосиф мог рассказать фараону не о Хнуме, а о Едином Боге Авраама, Исаака и Иакова и о том, что Нил, как и все силы природы, подчинен Всемогущему» - именно так считает современный библеист Дов-Бер Хаскелевич, впервые предложивший отождествить библейского Иосифа Прекрасного и визиря Имхотепа.

Далее по библейскому повествованию фараон выделил область Гошен для поселения престарелого отца и братьев Иосифа: «Земля Египетская пред тобою. На лучшем месте посели отца твоего и братьев твоих. Пусть живут они в земле Гошен» (Быт. 47:6).

Египетские источники сообщают, что Имхотеп занимал чрезвычайно влиятельную должность номарха в Гелиополе (греческий вариант египетского наименования города «Он» в Северном Египте). Примечательно, то, что в Таргуме Онкелоса (перевод Пятикнижия Моисеева на арамейский язык) в цитате «… и дал ему (Иосифу) в жены Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского (Гелиопольского)» (Быт. 41:45) фрагмент «дочь Потифера, жреца Илиопольского» переводится как «дочь Потифера, начальника Она». Другими словами «главы города», или точнее «главы нома» - титул, сохранявшийся в семье и переходивший по наследству от отца к сыну или как преданное, от тестя к зятю. Можно предположить, что женитьба Иосифа Прекрасного на Асенефе, предполагала в дальнейшем наследственное участие в управлении областью (номом) Гелиополя.

Далее в книге Бытия (47:20-26) рассказывается, что Иосиф откупил для фараона земли всех египтян за зерно, которое он давал им взамен во время голода. Теперь земля считалась собственностью фараона. Египтяне могли и в дальнейшем владеть ею, обрабатывать, собирать свой урожай, но пятая часть урожая с их полей теперь принадлежала фараону, и её они должны были сдавать в царское зернохранилище. Исключение составляли жрецы-номархи – главы номов (областей) Египта, которые были освобождены от этого, в соответствии с принятым законом: «Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей» (Быт.47:22)

Действительно, в египетских памятниках времен изгнания гиксосов из Египта есть сообщение, о том, что египетская земля являлась собственностью фараона, и что земли, принадлежащие знатным жрецам-номархам, были исключением из этого правила. В классической египетской историографии принято считать, что этот уклад существовал задолго до предполагаемого появления Иосифа в Египте. Но вместе с тем, египтологи констатировали, что не кто иной, как Имхотеп ввел налог на одну пятую часть урожая. Именно в этот период Египет превращается из полуплеменного союза в высокоорганизованное государство. Этот период истории Древнего Египта известен как «век пирамид». Только сильное централизованное государство могло обеспечить мобилизацию массового труда на строительстве грандиозных погребальных комплексов – пирамид. Можно предположить, что с помощью Иосифа Прекрасного скупавшего все земли Египта в пользу фараона, и была достигнута централизация государства, объединившая колоссальные территории вокруг египетского монарха.

О том, что к Имхотепу относились с большим трепетом, свидетельствует то, что в Туринском папирусе Имхотеп назван «сыном бога Птаха». Это первое свидетельство того, что он очень рано начал считаться полубогом. Полное обожествление состоялось намного позднее, в Саисский период. А археологами было найдено большое количество изображений-статуй сидящего мудреца Имхотепа со свитком папируса на коленях. Так вот, при пристальном физиономическом исследовании этих артефактов обнаруживается важная деталь - Имхотеп не был даже египтянином! Его скульптурные изображения обнаруживают семитские черты лица. А вышеупомянутый ученый Дов-Бер Хаскелевич обнаружил даже фонетическое созвучие семитского имени Иосиф (Йосеф) и египетского Имхотеп (Хотеп): «Хотеп – составная часть некоторых египетских имен: Птахотеп, Аменхотеп и др. Попробуем сравнить, как имя Иосиф трансформируется при переходе в некоторые европейские языки: Иосиф, Йозеф, Джозеф, Джузеппе, Хозе и.т.д. … Чередование звуков «с» и «т» является нормальным для многих афро-азиатских и индоевропейских языков».

Несмотря на трепетное отношение египтян во все времена к личности Имхотепа (последнее упоминание Имхотепа встречается в надписи с острова Сехел и относится к Птолемеевскому периоду (304-30 гг.до Р.Х.)) удивляет ещё одна важная деталь, почему до сих пор не обнаружена гробница этого легендарного мудреца, зодчего, визиря фараона? А может её просто нет на территории Египта? Этот вопрос-предположение можно поставить, учитывая библейский контекст вывоза израильтянами во время Исхода из Египта в Святую Землю мумифицированных останков Иосифа Прекрасного: «И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда (из Египта)» (Исх. 13:19).





НАЗАД



Рейтинг@Mail.ru Украјнський православний інтернет